ДВА ВИДА ИСКУШЕНИЙ Имам Ибн аль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Искушение (фитна) бывает двух видов. Во-первых, искушение путем сомнений (фитна аш-шубухат), и это худшее из искушений (фитн). Во-вторых, искушение путем страстей (фитна аш-шахауат). Может быть и так, что они обе объединились в одном человеке. 1 — “Искушение путем сомнений” — оно возникает из-за слабости понимания и малочисленности знания. Особенно, если к этому примешивается скверное намерение и страсть. В таком случае это будет величайшим искушением и большим бедствием. Таким человеком уже управляет страсть, а не верное руководство. И всё по причине слабости понимания и малочисленности знания о том, с чем Всевышний Аллах послал Своего посланника (мир ему и благословение Аллаха). О таких Аллах сказал: “Они следуют только предположениям и тому, чего желают души”. Сура ан-Наджм, аят 23. Всевышний Аллах также сообщил и о том, что последователи страсти отходят от пути Аллаха: “О Дауд! Воистину, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости и не потакай порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха. Воистину, тем, кто сбивается с пути Аллаха, уготованы тяжкие мучения за то, что они предали забвению День расчета”. Сура Сод, аят 26. Именно это искушение приводит к неверию (куфру) и лицемерию (нифакъу). Это — искушение лицемеров! Это — искушение приверженцев нововведений, в зависимости от степени их нововведений. Для них смешались такие понятия, как истина и ложь, прямой путь и заблуждение. Ничего не может спасти тебя от этого искушения, кроме чистого (абсолютного) следования за посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Необходимо сделать его судьей, как в великих вопросах религии, так и в простых. Необходимо сделать его судьей в явных делах и в скрытых, в убеждении и в деяниях. Необходимо принимать от него истины веры и исламский шариат. Необходимо принимать от посланника (мир ему и благословение Аллаха) то, что он утвердил относительно Аллаха из атрибутов, действий и имен. Нужно также отрицать то, что он отрицает. Точно также необходимо принимать от посланника (мир ему и благословение Аллаха) постановления об обязательных молитвах, их временах и количестве. Нужно принимать от него постановления о закяте, в каком количестве и кому его выплачивать. Необходимо принимать от него обязательность малого и большого омовений после полового осквернения, а также поста в месяц Рамадан. Нельзя делать его посланником только в каких-то делах религии, отвергая в других. Он (мир ему и благословение Аллаха) — посланник во всех вопросах. Община нуждается в нем в вопросах знаний и деяний. Не принимается ни от кого, кроме него. Весь прямой путь вращается вокруг его слов и действий. А всё, что выходит за эти рамки, является заблуждением. Этот вид искушения иногда возникает по причине неправильного понимания, иногда по причине передачи ложных хадисов. Иногда оно (искушение) возникает по причине того, что истина осталась скрытой для человека. Иногда оно возникает по причине плохого намерения и страсти, за которой следует человек. 2 — “Искушение путем страстей” — Всевышний Аллах упомянул два вида искушений в Своих словах: “Они подобны тем, которые жили до вас. Они превосходили вас силой, и у них было больше имущества и детей. Они насладились своей долей. Вы тоже насладились своей долей, подобно тому, как ваши предшественники насладились своей долей. Вы погружались в словоблудие, подобно тому, как они погружались в словоблудие”. Сура ат-Тауба, аят 69. Всевышний Аллах указал на то, что испорченность сердец и религий возникает по причине того, что люди стремятся насладиться своей долей и погружаются в словоблудие, то есть ложь. Ведь, испорченность религии происходит либо из-за ложных убеждений, либо из-за совершения деяний, которые противоречат достоверному знанию. Первое, является нечестием, построенным на сомнениях, а второе, является нечестием, построенным на страстях. Поэтому, саляфы говорили: “Остерегайтесь двух видов людей: приверженец страсти, которого она очаровала, и приверженец мирского, который ослеплен эти миром”». См. «Игъасат аль-Ляхфан», 2/160 и далее.